Форд в России: как выжить?



Статьи / Модели / Puma
Подробнее об автомобилях Ford
История Форда в России блистательна и многогранна. Первые Форды появились на российских просторах еще в 1907 году, когда в Санкт-Петербурге был назначен первый официальный дилер компании. Спустя некоторое время в Москве, на Петровских линиях, открылось представительство компании, а к 1911 году представительства фирмы имелись в Варшаве, Харькове, Одессе, Екатеринославе, Екатеринодаре, Баку и в других крупных городах Российской империи. По названиям городов нетрудно заметить, что особую любовь к Фордам питали обитатели юга России. По сути уже в начале второг
о десятилетия нынешнего столетия Форд имел в России разветвленную сеть филиалов и центров продаж.

В то время к продаже предлагались 4-х цилиндровые, двадцатисильные авто с корпусами "фаэтон" на 4-5 мест, "ландоле" и "ландоле де люкс" на 5-6 мест. Цены отличались умеренностью и, как правило, не превышали 3,350 целковых за самую роскошную машину. Все автомобили были оснащены электрическим зажиганием от магнето и "прочими усовершенствованиями". Русские автомобильные журналы того времени сообщали, что фордовские авто выполнены из "известной ванадиевой стали", что гарантировало их особую прочность. Отмечали и приспособленность этих машин к пресловутым русским до
рогам. В 1910 году выпуск Фордов достиг 32 тыс. машин в год: модели 1909, 1910 и 1911 гг. были "очень распространены по всей России". К 1912 году ассортимент предлагаемых фирмой автомобилей еще более расширился: теперь покупателю предлагали еще и фургон для развозки товаров.

Технический прогресс, бурно развивавшийся в Европе и США, не обошел стороной и Россию, где технические новинки, особенно в воздухоплавании и автомобилестроении, вызывали живейший интерес общества. Автомобильные соревнования того времени, пользовавшиеся колоссальной популярностью, не могли обойтись без Фордов. Так, в пробеге на Императорский Приз в сентябре 1911 года, проходившем по маршруту Санкт-Петербург - Севастополь, приняли участие сразу три машины марки Форд.

Особый интерес к Форду проявляли русские военные. По результатам испытательного пробега, организованного Учебной автомобильной ротой в 1912 году, Форд оказался среди самых экономичных автомобилей - ему требовалось всего 24 фунта топлива на 100 верст. Такими достижениями не могла похвастаться ни одна из 14 фирм, чьи машины участвовали в пробеге.

Не прошло и двух лет с момента образования на территории России Советской республики, когда 9 апреля 1919 года российский представитель попросил о встрече с Генри Фордом для того, чтобы сообщить ему о решении Советской России развивать промышленность в интересах общества. А буквально месяцем раньше, 14 марта 1919 года, Форд подписал четырехлетний контракт с компанией "Иван Стачеев и Ко." на продажу 400 автомобилей в Россию. В 1923 году трактор Фордсон впервые проехал своим ходом из Ростова через Украину в Москву на сельскохозяйственную выставку. Любопытно, что кр
естьяне, с интересом наблюдавшие за "чудо-машиной", окрестили ее не иначе как "маленьким железным конем". В том же, 1923, году в Ленинграде был открыто производство реплик тракторов Фордсон.

В 1925 году в России было продано 11,140 машин марки Форд, среди которых: 162 легковых автомобиля, 463 грузовика и 10,515 тракторов. В апреле 1926 года российская делегация из 50 человек прибыла в США в Торговую школу Генри Форда, организованную "Форд Мотор Компани", где они обучались производству, обслуживанию и ремонту тракторов. Одновременно делегация Форда направилась в Россию, чтобы осмотреть и оценить тракторное производство в Ленинграде. По итогам поездки делегация высказала рекомендации по инвестированию Фордом средств в российское тракторное производство.

В конце двадцатых годов Советская Россия, имевшая только три работающих предприятия с безнадежно устаревшим оборудованием, которые вместе выпускали всего 841 машину в год (1928), встала перед проблемой кардинального обновления и развития автомобильной индустрии. В то время американское автомобилестроение, освоившее передовую технологию автоматизированной конвейерной сборки, являлось бесспорным мировым лидером. 6 мая 1929 года Генри Форд получил письмо из России, в котором "Форд Мотор Компани" предлагалось оказать содействие в создании завода для выпуска
100 тыс. машин в год. Через два дня Генри Форд порекомендовал своим представителям в России обратиться к независимому архитектору Алберту Кану с просьбой проработать вопрос создания производства. После тщательного анализа предпочтение было отдано именно "Форд Мотор Компани", хотя в конкурсе участвовали еще несколько известных американских компаний-производителей, и 31 мая 1929 года между Фордом, Наркоматом национальной экономики СССР и торговой корпорацией Амторг был подписан 266-страничный контракт на оснащение производственных мощностей в Нижнем Новг
ороде для производства легковых автомобилей Форд-А и грузовых - Форд-АА, а также контракт на поставку американских комплектующих в Россию в течение 4-х лет и обучение советского технического персонала. Уже через три месяца, в августе 1929 года, в Нижнем Новгороде под руководством Алберта Кана начались работы по строительству автомобильного завода. А в следующем, 1930, году в Сталинграде началось освоение тракторного производства (июнь) и автомобильного в Москве (сентябрь). Уже в январе 1932 года с конвейера Горьковского автозавода сошли первые ГАЗ-А и ГАЗ-АА.

Впоследствии ГАЗ-АА послужил для российских инженеров основой в создании великого множества моделей - трехосного грузовика ГАЗ-ААА, самосвала ГАЗ-410, автобуса ГАЗ-0330, автомобиля "скорой помощи" ГАЗ-55 и многих других. Элементы ГАЗ-А были использованы при создании знаменитой "Эмки" (ГАЗ-М1), седанов и пикапов ГАЗ-415, шестицилиндрового ГАЗ-11 и полноприводного ГАЗ-61, известного своей исключительной проходимостью.

К сожалению, в 1935 году партнерские отношения Форда и России временно прервались, когда по инициативе российской стороны ранее заключенный контракт был расторгнут.

Десятилетия последующего отсутствия активного сотрудничества между Фордом и Россией (по независящим от Форда обстоятельствам) тем не менее не помешали ему успешно вернуться на российский рынок в 90-х годах.

В 1990 году Форд вновь назначает официальных дилеров на территории России. Спустя еще четыре года, в 1994, руководство Форда называет Россию "стратегически важным рынком роста" для компании. В марте 1996 года в Москве было открыто российское представительство компании Форд. Уже в июле следующего, 1997, года Форд открывает собственное сборочное производство в г. Обчак (Беларусь), производящее модели Эскорт и Транзит для рынков России и Беларуси. Через месяц, в августе того же года, первым из зарубежных автомобильных корпораций Форд регистрирует российскую компани
ю "Форд Мотор Компани, ООО". В мае 1998 года Форд открывает учебный центр мирового класса в Москве для проведения технического и других видов обучения для своих дилеров на территории России.

Дилерская сеть Форд в России постоянно растет, и сегодня включает 27 дилерских центров, среди которых 18 основных дилеров (и продающих и обслуживающих автомобили) в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти, Набережных Челнах, Ростове-на-Дону, Перми, Челябинске, Новосибирске, Тюмени, Уфе, Екатеринбурге и 9 сервисных дилеров (занимающихся только обслуживанием автомобилей ) в Москве, Волгограде, Ярославле, Брянске, Архангельске, Владимире, Твери, Рязани, Новгороде.

Форд по праву гордится своим прошлым в этой стране и имеет все основания рассчитывать на успешное и активное сотрудничество в будущем. Ford Motor Company занимается автомобильным бизнесом уже 95 лет. В настоящее время она обслуживает клиентов в более чем 200 странах. Форд является крупнейшим мировым производителем легких грузовиков и стоит на втором месте в мире по общему объему производства легковых автомобилей и грузовиков (в 1997 году было продано 7 миллионов автотранспортных средств).

Форд выпускает более 70 различных типов автотранспортных средств пяти основных марок - Ford, Lincoln, Mercury, Jaguar и Aston Martin. На предприятиях компании по всему миру работают 360000 человек, и все они стремятся выпускать продукцию максимальной ценности как для покупателей, так и для акционеров. (В разделе использованы материалы Московского представительства Ford)
автор: CarMarket.ru / 19.05.2002




Рейтинг@Mail.ru